КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
CARM. ICARM. IICARM. IIICARM. IVCARM. SAEC.EP.SERM. ISERM. IIEPIST. IEPIST. IIA. P.

carmina iii xxii


текст • переводы • commentariivarialectioprosodia

Вольпин Н. Гофман М. Корчагин А. О. Крестовский В. В. Порфиров П. Ф. Север Г. М. Семенов-Тян-Шанский А. П. Степанов В. Г. Тучков С. А. Фет А. А. Шатерников Н. И.

[1/11Вольпин Н.


Ты, дубрав и гор властелинша-дева,
Троеликий страж! Ты у жадной смерти
Вырываешь жен-рожениц, услышав
Зов троекратный!

5 Быть навек твоей той сосне столетней.
Что ни год ее обагряю кровью
Вепря, веселясь, и клыков удара
В бок не дождавшись.

Ода 22. К Диане.

[2/11Гофман М.


Страж лесов и гор, на призыв трекратный
юных матерей — ты спешишь, и скоро
отнимаешь их от жестокой смерти,
дева-богиня!

5 Каждый год сосну над моим жилищем,
дева, в честь Твою, орошу, беспечный,
кровью кабана, принося с молитвой
жертву богине.

Гофман М., «Гимны и оды», СПб., 1910, с. 21.

[3/11Корчагин А. О.


Гор и рощ хранительница, Диана,
роженицам ты труд их облегчаешь;
избавляешь, зов услыхав трехкратный,
ты их от смерти.

5 Будет пусть сосна над моею виллой
в дар тебе дана, и ее я кровью
вепря окроплю, что свирепо метит
в бок мой клыками.

2016 г.

[4/11Крестовский В. В.


Холмов и темных рощ царица молодая,
Мольбами матерей всегда окружена,
В нужде ты помощь шлешь, моленью их внимая,
Треликая жена!

5 Пусть будет та сосна, что над моею кровлей
Так пышно разрослась, тебе посвящена;
А я всегда готов перед звериной ловлей
Заклать ей кабана!

Впервые: Крестовский В. В., «Сочинения», СПб., 1862, т. 1, с. 126.

К Диане.

[5/11Порфиров П. Ф.


О, стражница горных вершин и лесов,
О ты, что спасаешь от смерти, великая,
Жен, трижды молящихся в муках родов,
Богиня триликая!

5 Да будет склоненная к дому сосна
Твоею; отныне я стану, с любовию,
Бодливаго здесь убивать кабана,
Кропить ее кровию.

Впервые: Порфиров П. Ф., «Гораций: Оды в 4-х книгах», СПб., 1902.

К Диане.


Ст. 4. Потому что она одновременно Диана, Luna и, в преисподней, Несаtе.

[6/11Север Г. М.


Дева, что леса стережешь и горы,
что рожениц, зов троекратный слыша,
юных бережешь, отобрав у смерти,
ликом тройная, —

5 я сосну тебе посвящу, что сенью
мой венчает дом, — ежегодно кровью
буду, рад, кропить кабана, что сбоку
метит ударить.

2010 г.

К Диане. По случаю посвящения богине Диане сосны (или пихты; pinus также значит «пихта»). Существует много предположений по какому случаю Гораций мог посвятить дерево; из текста извлекаются версии о благополучных родах какой-либо из maîtresses Горация, о приобретении собственно виллы, о спасении от нападения дикого кабана. Однако данные, по которым делаются попытки конкретизировать контекст, имеют общий характер.

Первая строфа обращается к самым характерным атрибутам богини. Во второй речь идет о посвящении ей дерева и последующем ежегодном жертвоприношении у него (практика такая же распространенная). Сохранились надписи, сообщающие о посвящении божествам целых рощ; например, некий Т. Помпоний Виктор посвятил Сильвану тысячу деревьев.

Кроме того, дикий кабан (вепрь) был одним из жертвенных животных, приносимых Диане в жертву как богине охоты (остальные — олень, козел или коза). По мифу, Диана, будучи раздражена жителями Этолии, послала вепря опустошить Калидонские поля; но Геркулес поймал его и привел к Эвристею. Чтобы умилостивить богиню, животное было ей посвящено и впоследствии приносилось в жертву.


1. «Оды» I XXI, 5—8:

Славьте, девы, ее, в реки влюбленную,
как и в сени лесов хладного Алгида,
в эриманфские дебри,
в кудри Крага зеленого...

(Алгид, Эриманф, Краг — горы в Греции.)

2—3. «Юбилейный гимн», 13:

Ты, что в срок рожать помогаешь женам...

(К Диане.)

2. Зов троекратный. Древние взывали к богам троекратно. В то же время здесь — каждый призыв адресуется к каждой из ипостасей богини: Луне на небесах, Диане на земле, Гекате в подземном мире. Также так призывали богиню женщины моля о благополучном исходе родов. Вергилий, «Энеида» IV, 511:

Хаос зовет и Эреб с трехликой Дианой-Гекатой...

4. Ликом тройная. В буквальном смысле. Трехликие статуи Луны-Дианы-Гекаты ставились на пересечении трех дорог, так, чтобы каждый лик наблюдал за каждой дорогой и оберегал ее. Отсюда альтернативное имя богини — Trivia, «трехпутная» (имя толковалось также как знак тройной власти: на небе, на земле и в подземном мире). Храмы богини часто возводились на перекрестках. Диану изображали также трехголовой — одна голова львиная, вторая бычья, третья собачья (что, возможно, связано с охотой как атрибутом образа богини). Овидий, «Фасты» I, 141:

Видишь — трояким лицом на три стороны смотрит Геката,
чтобы тройные пути на перекрестках следить...

7—8. Сбоку метит ударить. Клыки кабана расположены так, что нанести ими удар он может только косо, в сторону.

[7/11Семенов-Тян-Шанский А. П.


Страж окрестных гор и лесов, о Дева,
Ты, что внемля зов троекратный юных
Жен-родильниц, их бережешь от смерти,
Ликом тройная!

5 Будет пусть твоей та сосна, что сенью
Дом венчает мой; да под ней тебя я
Кровью одарю кабана, что грозен
Сбоку ударом.

Впервые: «Гораций: Избранная лирика», М.—Л., 1936, с. 115.

(1) Ода 22. К Диане при посвящении ей сосны. Размер: Сапфическая строфа.

(2) Посвящение Диане [III, 22]. Гораций посвящает Диане старую сосну у дома в подаренном ему Меценатом имении.


(1) Ст. 4. Ликом тройная. Диана отожествлялась с богиней луны — Селеной и Гекатой.

(2) Ст. 2—3. Диана, по верованию древних, облегчает первые роды.

Ст. 4. Ликом тройная — согласно верованиям, Диана являлась луной на небесах, Дианой на земле и Гекатой в царстве теней. Кроме того в образе луны Диана имела три лика: новолуние, полнолуние и ущерб.

Ст. 7—8. Защищающийся кабан наносит неожиданный удар клыком снизу и сбоку, причиняя нередко опасную рану. Кабан приносится в жертву Диане, как богине охоты.

[8/11Степанов В. Г.


Гор и кущ лесных покровитель-Дева —
внемлешь крикам ты рожениц, молящих
троекратным зовом спасти от смерти,
трижды богиня!

5 Хвойный пусть венок твой висит над домом —
я его на радость, как год минует,
вепря, что удар замышляет подлый,
кровью омою.

Степанов В. Г., «Римская мозаика», Псков, 2008, с. 41.

[9/11Тучков С. А.


О дева, царица
Пространных лесов!
Ты, коей десница
Страшит лютых львов,

5 Младым помогаешь
Жена́м плод приять,
От смерти спасаешь
Младенца и мать.

В трикратном взыванье,
10 Богиня трех царств,
Свершаешь желанье,
И тучностью паств

Безбедно питаешь
На хо́лмах стада,
15 Зверей удаляешь,
Блюдешь от вреда.

Тебе посвящаю
Я со́сну сию.
Храни, заклинаю,
20 Границу мою.

В год всяк не забуду,
Взойдет как заря,
И жертвовать буду
Младого вепря́,

25 Кой ищет отмщенья
Движеньем клыков.
Прими приношенья,
Царица лесов!

Тучков С. А., «Сочинения и переводы», М., 1816, ч. 1, с. 197—198.

Ода XVI. К Диане.


Ст. 8. Богиня Диана призывалась также при браках и детородстве.

[10/11Фет А. А.


Высей и рощей владычица дева,
Дев ты спасаешь от смерти, внимая
Трижды зовущим, в томлениях чрева,
Ликом тройная.

5 Пусть же сосна, что мой кров осеняет,
Будет твоею; заклать я ко сроку
Рад кабана ей, хоть он угрожает
Язвою сбоку.

Впервые: Фет А. А., «Гораций: Оды в 4-х книгах», СПб., 1856.

Од. XXII. Гораций посвящает Диане, богине лесов, сосну, обещаясь у корней ее ежегодно приносить в жертву кабана. Ясно, что ода написана после 721 года.


Ст. 2. Деве здесь вместо жене, также, как II, од. 8, 22.

Ст. 3. Диана, помощница в родах.

Ст. 4. Луна на небесах, на земле Диана и Геката в области теней; но, кроме того, у луны и три лика: при рождении, полнолунии и ущербе.

Ст. 8. «Одиссея» Жуковского, XIX, 450: «Острым клыком разъяренный кабан; и он выхватил много // Мяса, нагрянувши сбоку, но кость уцелела».

[11/11Шатерников Н. И.


О, заветный страж и горы, и леса!
Внемлешь ты мольбам рожениц, коль трижды
Будут звать тебя, — и не дашь их Смерти,
Дева в трех ликах!

5 Дар тебе — сосна над моею виллой:
Каждый год кабан, что готов ударить
В бок клыком, сосну для тебя, богиня,
Кровью обрызжет.

Шатерников Н. И., «Гораций: Оды», М., 1935.

Ода 22. К богине Диане при посвящении ей сосны.

На сайте используется греческий шрифт.


МАТЕРИАЛЫ • АВТОРЫ • HORATIUS.RU
© Север Г. М., 2008—2016