КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
CARM. ICARM. IICARM. IIICARM. IVCARM. SAEC.EP.SERM. ISERM. IIEPIST. IEPIST. IIA. P.

epistulae i xii


текст • переводы • commentariivarialectioprosodia

Гинцбург Н. С. Север Г. М. Фет А. А.

[1/4Гинцбург Н. С.


Если Агриппы плоды, что сбираешь в Сицилии, Икций,
Будешь разумно вкушать, наградить еще большим обильем
Вряд ли Юпитер тебя даже сможет. Так жалобы брось ты:
Тот ведь не беден еще, у кого пропитанья хватает.
5 Если желудок, и бок твой, и ноги здоровы, — не смогут
Даже богатства царя придать тебе что-нибудь больше.
Если же ты средь множества яств травой да крапивой
Можешь питаться, то сможешь и впредь так питаться, хотя бы
Густо ты был позлащен в блестящем потоке Фортуны:
10 Иль потому, что деньгам невмочь переделать природу,
Иль потому, что выше всего для тебя добродетель.
Диво ль, что скот объедал на полях Демокрита колосья,
В небе покуда парил он душой, отрешенной от тела?
Так же и ты — среди этой зудящей заразы наживы, —
15 В низком не мудрый ничуть, — размышляешь всегда о высоком!
Что укрощает моря, что год разделяет на части,
Сами ли звезды идут иль блуждают по чьим-то веленьям,
Что затемняет луну и снова ее открывает,
Сила и цель какова любви и раздора в природе,
20 Кто — Эмпедокл или наш остроумный Стертиний — безумен?
Все же, пускай ты жуешь хоть лук, иль порей, или рыбу,
С Гросфом Помпеем сойдись и желаньям его не противься:
Гросф не попросит того, что нелепо и что незаконно.
Дружба его за услугу твою — отличная плата.
25 Должен, однако, ты знать, какие новости в Риме
Пал пред Агриппой кантабр, пред Нероном Армения нала
Римскую доблесть узнав; Фраат преклонивши колени,
Цезаря власть над собою признал; золотого Обилья
Рог в эту осень плоды на Италию щедро рассыпал.

Впервые: «Гораций: Оды, Эподы, Сатиры, Послания», М., 1970, с. 345—346.

Послание 12. К Икцию (адресату Оды I, 29), управляющему сицилийскими имениями Агриппы, стоику.


Ст. 12, 20. Демокрит, Эмпедокл — греческие философы V в. до н.э.

Ст. 22. Помпей Гросф — сицилийский помещик (см. Оду II, 16).

Ст. 25—29. Перечисляемые события — усмирение восстания кантабров, римский протекторат над Арменией и (номинально) над Парфией — относятся к 20 г. до н.э.

[2/4Гинцбург Н. С.


Если Агриппы плоды, что сбираешь в Сицилии, Икций,
Будешь разумно вкушать, наградить еще большим обильем
Вряд ли Юпитер тебя даже сможет. Так жалобы брось ты:
Тот ведь не беден еще, у кого пропитанья хватает.
5 Если желудок и бок твой и ноги здоровы, — не смогут
Даже богатства царя придать тебе что-нибудь больше.
Если ж средь множества яств ты, быть может, воздержный, травою
Или крапивой живешь, то и впредь будешь жить так, хотя бы
Густо ты был позлащен в блестящем потоке Фортуны:
10 Иль потому, что деньгам невмочь переделать природу,
Иль потому, что ты все добродетели ниже считаешь.
Диво ль, коль скот объедал на полях Демокрита колосья,
В небе покуда парил он душой, отрешенной от тела?
Так же и ты — среди этой зудящей заразы наживы, —
15 В низком не мудрый ничуть — размышляешь всегда о высоком:
Что укрощает моря и что год разделяет на части,
Сами ли звезды идут иль, веленьям покорны, блуждают,
Что затемняет луну и снова ее открывает,
Сила и цель какова любви и раздора в природе,
20 Кто — Эмпедокл или наш остроумный Стертинний — безумец?
Все же, пускай ты жуешь хоть лук, иль порей, или рыбу,
С Гросфом Помпеем сойдись и желаньям его не противься.
Гросф не попросит того, что нелепо и что незаконно.
Низкой бывает цена на друзей, коль нуждается добрый.
25 Должен, однако, ты знать, как дела обстоят государства:
Пали армяне, кантабр — то Клавдия доблесть Нерона,
Доблесть Агриппы; Фраат, преклонивши колени смиренно,
Цезаря власть над собою признал; золотого Обилья
Рог в эту осень плоды на Италию щедро рассыпал.

«Гораций: Собрание сочинений», СПб., 1993, с. 308.

Послание 12. К Икцию, к которому обращена и Ода I, 29. Философ Икций был управляющим сицилийскими имениями зятя Августа, могущественного Марка Випсания Агриппы. Написано в 20 году.


Ст. 12. ...На полях Демокрита... Гораций намекает на анекдот о философе Демокрите, который до того был погружен в философию, что не обращал внимания на то, что соседи пасли скот на его полях.

Ст. 26. Армяне. Поход Тиберия в Армению был в 20 году, когда и племя кантабров было почти истреблено в Испании Агриппой.

[3/4Север Г. М.


Если в Сицилии что плоды собираешь Агриппы
пользуешь верно, даров Юпитер обильней не сможет,
Икций, тебе поднести. Поэтому жалобы брось-ка —
тот не бедняк, довольно кому вещей неотложных.
5 Тело, желудок когда в порядке, и ноги — прибавить
большего даже царей богатства тебе не сумеют.
Если, воздержанный, блюд богатых среди пропитаться
сможешь травой да крапивой, всегда сумеешь прожить ты,
пусть бы Фортуны тотчас тебя озлатило потоком,
10 как оттого что деньгам невмочь переделать природу,
как оттого что одной ты всё добродетели ставишь
ниже. Нам диво, когда с полей Демокрита скотина
жатву сбирает, стремительным духом покуда он в небе.
Если ты всех нечистот среди и заразной наживы
15 всякую мелочь забыв, печешься еще о высоком —
что укрощает моря, что году дает распорядок,
звезды по воле своей, приказом ли чьим-то блуждают,
что омрачает луну, что снова ее возвращает,
что разногласное хочет и может природы согласье —
20 бредит который? Стертиния тонкий ли ум, Эмпедокла?
Все-таки, рыбу ли, лук, порей ли жуешь ты, с Помпеем
Гросфом сойдись, и если захочет чего-нибудь, сам же
дай — никогда он не спросит того, что просить не по праву.
Низкой цена на друзей добра в недостатке бывает.
25 Чтобы, однако, ты знал, какие тут новости в Риме —
был побежден Агриппой кантабр, Нерона отвагой
пали армяне. Смиренный Фраат, склонивши колени,
Цезаря принял и право и власть. Плодов золотая
полным осыпала Копия нынче Италию рогом.

2012 г.

Послание адресовано Икцию, которому обращена также также Ода I XXIX. Как о большинстве адресатов Горация, об Икции известно немногое, и известное восстанавливается во многом по текстам Горация.

Икций был философ-стоик; Гораций упоминает, что он «скупал книги Панетия». (Панетий — древнегреческий философ; основательно т. н. средней Стои; по приглашению Сципиона Африканского младшего прибыл в Рим для участия в литературно-философском кружке; пытался привить в Риме греческую культуру и образование, стал впоследствии основателем римского стоицизма.) В свое время Икций бросил занятия философией, ушел в армию и присоединился к походу Августа в Савское царство в Счастливой Аравии (24 до н.э.). Ода I XXIX звучит упреком Икцию, который «посулив благое, книги Панетия и мудрость Сократову хочет обменять на испанский панцирь».

Вернувшись в Рим, Икций получает должность управляющего сицилийскими землями Марка Випсания Агриппы, зятя Августа. (Август предоставил Агриппе в Сицилии значительные владения как вознаграждение за возвращение острова в результате успешной кампании против Секста Помпея; также, по сведениям, отец Икция в свое время был управителем Сицилии.) Послание, как представляется, написано в связи со знакомством Икция с Помпеем Гросфом, к которому обращена Ода II XVI. (Помпей Гросф — богатый римский всадник, друг Горация еще со времен Брута; происходил, вероятно, с Сицилии; от триумвирата Помпея Великого, к партии которого принадлежал, получил римское гражданство; жил в Сицилии.)

Первая часть послания представляется экспликацией споров, которые могли иметь место между Горацием и Икцием, в отношении того, каким образом человек обращается к философии. Икций, как стоик и человек корыстный, считает, что философом человека делает необходимость, в частности, невозможность обладать чем-либо желаемым. Гораций, как эпикуреец и человек бескорыстный, считает, что стать философом проще, наоборот, в достатке и окружении роскоши и даже распутства. Гораций привлекает образы Демокрита, Стертиния и Эмпедокла (основные фигуры, которые могли фигурировать в спорах).

Высказавшись на эту тему, Гораций напутствует Икция в знакомстве с Гросфом, и завершает Послание последними новостями с границ. Послание написано после усмирения кантабров Агриппой, завершения похода Тиберия в Армению и возвращения Фраатом IV знамен Марка Красса и Антония в 20 до н.э. Такие новости из Рима, имея государственную важность, Икцию, конечно, должны быть известны сами собой; Гораций использует очередной повод для иронических замечаний, в данном случае в отношении Августа. Строки 1 и 28—29 позволяют предположить, что Послание писалось осенью, когда созрели и собирались фрукты.


Ст. 1. ...Сицилии ...плоды собираешь Агриппы — Т.е. собираешь урожай с садов во владениях Агриппы по должности, и соответственно наживаешься на этом. Гораций делает акцент на том, что должность приносила большие средства (управляющий, вероятно, получал проценты с дохода земель).

Ст. 2—3. ...Юпитер обильней не сможет, // Икций, тебе поднести — Здесь и далее Гораций утверждает эпикурейское положение: богатство не дает подлинного счастья, если оно ему сопутствуют высокие духовные качества. Богатство начинает приносить счастье когда дух достигает определенного просветления; при этом человек [теперь] понимает, что счастье заключается не в материальном, и стремление к нему перестает быть самоцелью.

Ст. 5. Тело, желудок когда в порядке — Гораций перефразирует фрагмент стихотворения Солона: «...у кого серебра в изобилье, // золота много, земли и плодородных полей, // есть и кони и мулы. Но счастлив и тот, кто имеет // крепкие бедра и грудь, силу и резвость в ногах; // если судьба ему даст юнца иль жену молодую, // счастлив он будет, пока сам он и молод и свеж» (см. Плутарх, Солон, 2; перев. Грабарь-Пассек М.). Образ Солона, одного из Семи мудрецов Греции, который в частности отменил в Афинах долговое рабство, подчеркивает упрек Горация Икцию в стяжательстве.

Ст. 9. ...пусть бы Фортуны тотчас тебя озлатило потоком — аллюзия на реки Пактол и Таг, знаменитые золотоносными песками. Фортуна — римская богиня счастья и удачи.

Ст. 10. ...как оттого что деньгам невмочь переделать природу — то же самое Гораций проводит в Эподе IV, 6: Licet superbus ambules pecunia, // fortuna non mutat genus (Шагай себе хоть лопни чванный деньгами, // фортуной род не выправить). Здесь читается убежденность Горация в том, что определенные качества (в том числе необходимые для подлинного философа) даются рождением, и их невозможно приобрести никаким [даже самым дорогим] учением.

Ст. 11. ...как оттого что одной ты всё добродетели ставишь — «ты» обезличено; как собственно обращение к Икцию воспринимается иронически.

Ст. 12—13. Нам диво, когда с полей Демокрита скотина // жатву сбирает — характерная для Горация двусмысленность. Демокрит из Абдер, основоположник материализма, имел большие наследственные владения; он был в состоянии принимать и развлекать царя Ксеркса, когда тот остановился в Абдерах на обратном пути из Греции (Геродот, VIII 120; Диоген Лаэртский IX 34). Большую часть жизни Демокрит провел в странствиях и таким образом «промотал» все свое состояние (Диоген Лаэртский, IV 35, 39). Цицерон пишет, что, как говорят, Демокрит совершенно не занимался своими делами, чтобы не отвлекаться от размышлений; наследство, таким образом, пришло в упадок, земли оказались заброшены (Цицерон, О пределах добра и зла, V 29; Тускуланские беседы V 39) и, как считается, захвачены соседями. Как бы то ни было, имя Демокрита вошло в поговорку в связи с утратой состояния безучастным к своим делам хозяином. (Гораций в очередной раз не обходится без насмешек «второго плана», упоминая скотину, которая кормится на полях, брошенных отрешенным философом.) Однако строгая и экономная жизнь Икция происходит от других побуждений; к «стоическому аскетизму» Икция приводит его алчность и, как следствие, бережливая скупость. Эти качества собственно создают ту необходимость, по которой такие люди как Икций обращаются к философии; Икций «стоически» отказывается от материального из-за необходимости трат, которые его пугают. Гораций (почти с открытой усмешкой) утверждает, что подлинная добродетель заключается в отказе не «по необходимости», но «по разуму». «Мимоходом» он замечает (ст. 5—13), что 1) «иммунитет» на случай любых неприятностей и хлопот гарантирует не скупость, но подлинное довольствие только необходимым, 2) ум, освобожденный [таким образом] от тягостей материального (привлечен образ Демокрита, материалиста), получает способность соприкасаться с истиной, 3) истина, как следствие, заключается в освобождении от материальных привязанностей. Здесь (...стремительным духом покуда он в небе) характерно привлечение Горацием представлений Платона (идеалиста, «идейного врага» Демокрита) об уме, который, погруженный в глубокое размышление, на самом деле покидает тело и таким образом в состоянии, на самом деле освободившись от материального, приблизиться к изучаемому предмету.

Ст. 14. Если ты всех нечистот среди и заразной наживы — Управитель большого имения, сборщик ренты — «грязная работа», подчеркивающая контраст между ежедневной финансовой рутиной и возвышенным, к которому должен стремиться истинный человек в любом окружении.

Ст. 20. Эмпедокл (ок. 490 до н.э. — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, ученый и врач из Агригента в Сицилии. У римлян имел большой вес; см. напр. у Т. Лукреция Кара о научных и философских сочинениях Эмпедокла: carmina quin etiam divini pectoris eius // vociferantur et exponunt praeclara reperta, // ut vix humana videatur stirpe creatus; «и песнопенья его из глубин вдохновенного сердца // так громогласно звучат, излагают такие открытья, // что и подумать нельзя, что рожден он от смертного корня» (О природе вещей, I 732—733; перев. Петровский Ф. А.). Гораций упоминает три положения учения Эмпедокла. 1) Концепция о четырех стихиях, которые образуют «корни» вещей — огонь, воздух, воду и землю. Источником движения, происходящего в природе, являются две противоположные силы — Любовь и Вражда (на римской почве впоследствии Concordia et Discordia, богиня согласия и богиня раздора, отражающие эти функции). В природе имеет место циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы, затем господствует Вражда, разъединяющая их. 2) Концепция о переселении душ, согласно которой душа человека после смерти может переселяться также в растения и животных. 3) Концепция о вечном блаженстве, согласно которой человек, постигший истину жизни, приближается к божеству; душа постигшего истину освобождается от цикла перерождений и находится в вечном блаженстве. Стертиний (упоминаемый тж. в Сатире II III 33) — «уличный философ-стоик» времен Горация. В связи со Стертинием известно только утверждение «каждый человек безумец, если только он не мудрец» и якобы написанные им 220 философских сочинений. В Сатире II III Гораций приводит историю некоего Дамазиппа, которой истощив состояние неудачной торговлей, оставил торговое дело и обратился к философии, будучи побужден к этому Стертинием — аналогичное обращение к философии «по необходимости». (Гораций, естественно, может относиться к Стертинию только с насмешкой; ср. Сат. II III 33: insanis et tu stultique prope omnes, // siquid Stertinius veri crepat, «безумец и ты, и все неразумны, пожалуй, // если Стертиний правду трещал»; в настоящем Послании: an Stertinium deliret acumen, «бредит который? Стертиния тонкий ли ум»; при этом Гораций употребляет глагол delirare — «безумствовать, бредить», ирония чего понятна в контексте утверждения Стертиния.) Таким образом, противопоставляя образ Эмпедокла (его учение в ст. 16—19), и Стертиния (все известное в связи с его именем), Гораций т. о. философию «по разуму» и «по необходимости», Гораций безусловно заключает спор в свою пользу. Одновременно Гораций отмечает, что в положении Икция («среди всех нечистот и заразной наживы»), как раз наоборот легче вознестись духом над материальным, познать истину жизни и обрести, таким образом, вечное блаженство [Эмпедокла] (необязательно лишь «на небе»).

Ст. 21. Все-таки, рыбу ли, лук, порей ли жуешь ты — намек на то же учение Пифагора о переселении душ, которому последовал Эмпедокл. Гораций переходит к заключительной части послания, где, помимо прочего, утверждает, что отрешенный дух никак не значит забвение насущной жизни (как представляется, этим Гораций подчеркивает свое неодобрение Демокрита).

Ст. 23—24. ...никогда он не спросит того... Низкой цена на друзей.... — Vilis amicorum est annona, bonis ubi quid deest (досл. невелика цена друзьям там, где не достает хорошего), выражение стало поговоркой: дружбу человека, который находится в трудном положении, можно заработать даже мелкой услугой; такой человек не попросит ничего сверх необходимой меры (как собственно Гросф). Гораций, скорее всего, подразумевает также фрагмент из Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, II X): «Когда дорогую вещь можно купить дешево, тогда надо покупать», — говорят хорошие хозяева. А при теперешних обстоятельствах можно приобрести хороших друзей очень дешево», давая понять Икцию, чтобы тот воспользовался моментом и не «испортил» знакомства с Помпеем Гросфом. Этим напутствием Гораций развивает и подчеркивает смысл ст. 21.

Ст. 26. ...был побежден Агриппой кантабр — Кантабры, конфедерация одиннадцати племен, расположенная на территории современной провинции Кантабрия, на востоке Астурии и в прилегающих горных районах Кастилии-Леона. Пользовались репутацией необузданных и независимых горцев. Длительное время кантабрам удавалось отбивать атаки римлян; подчинить кантабров смогли лишь Агриппа и Октавиан Август, которые лично участвовали в кампаниях, известных как Кантабрийские войны (29—19 до н.э.), в результате которых кантабры были частично уничтожены. В 25 до н.э. Август провел карательную экспидицию, но сразу после того как он покинул страну, кантабрам удалось восстановить независимость. Здесь (и также в Carm. III VIII 22) Гораций имеет ввиду мятеж, который подавил Агриппа в 20 (или 19) до н.э.

Ст. 26. Нерона отвагой пали армяне — В 20 до н.э. в Рим прибыли послы из Армении, которые выразили недовольство своим царем Атраксом и попросили Августа посадить на трон младшего брата царя, Тиграна, который жил в изгнании в Риме. Август дал согласие и направил в Армению своего пасынка Тиберия Нерона и Тиграна; Тиберий уничтожил Атракса и своей рукой короновал Тиграна (см. напр. Светоний, Тиб. 14). Несмотря на то, что Тиберий практически не встретил никакого сопротивления, в Риме это событие было преподнесено как большая победа; была, в частности, выпущена монета с надписью «Armenia capta» (Армения захвачена).

Ст. 27. Смиренный Фраат, склонивши колени — Фраат IV, царь Парфии из династии Аршакидов, правил в 38—2 до н.э. Гораций пишет о событии, которое упоминают Светоний и Тацит. Светоний пишет (Авг. 21): «А парфяне по его требованию и уступили ему беспрекословно Армению, и вернули ему знамена, отбитые у Марка Красса и Марка Антония, и добровольно предложили заложников, и даже царем своим выбрали из нескольких притязателей того, которого одобрил Август». (Знамена были отбиты у Красса при Каррах в июне 53 до н.э. и у Антония в 36/35 г. до н.э.). Тацит пишет (Анн. II 1): «Ибо Фраат, хотя он и изгнал римское войско и его полководцев, все же оказывал Августу всяческое почтение и ради укрепления дружбы отослал к нему часть своего потомства не столько из страха пред нами, сколько из недоверия к своим соплеменникам» (часть потомства — 3 сыновей и 4 внуков). Фраат, находившийся в тяжелом положении из-за внутренних раздоров и войн (в частности, с Армянским царством), принял решение подчиниться Риму и заручиться, таким образом, его поддержкой. Он заключил соглашение с Римом, по которому были отпущены все римские военнопленные и возвращены римские штандарты. Отправляя своих родственников заложниками в Рим, Фраат не столько выражал свою покорность, сколько избавлял себя от опасных претендентов на престол. (Это понимал еще Страбон; см. XVI 1 28: «Пригласив для переговоров тогдашнего префекта Сирии Тития, Фраат выдал ему в качестве заложников четырех своих законных сыновей: Сераспадана, Родаспа, Фраата и Бонона с двумя женами и четырьмя их сыновьями; [сделал он это] из страха возмущения и покушений. ...Поэтом удалив своих сыновей, он стремился отнять эту надежду у людей, злоумышлявших против него. Оставшиеся еще в живых из его детей живут на государственный счет в Риме, окруженные царскими почестями».) Все эти действия Фраатом были предприняты по рекомендации его супруги Музы, по происхождению римлянки. Фраат, таким образом, позволил римлян использовать ситуацию «себе во благо» и объявить возвращение трофеев (действие, не имеющее ничего общего со страхом римского вторжения) актом «нижайшей покорности». Отсюда, говоря о склоненных коленях, принятых Фраатом праве и власти Августа, Гораций очевидно иронизирует; Август особенно стремился скрыть факт, что парфяне не опасались Рима. (Факт тем более очевидный, чем более навязчиво Август заявляет об обратном; напр. в «Анкирском памятнике» (Monumentum Ancyranum) Август утверждает, что вынудил парфян вернуть трофеи и знамена трех римских армий и молить римлян о дружбе; Гораций по этому поводу неоднократно фактически насмехается над Августом; см. напр. Carm. IV V 25; Carm Saec. 53 сл.; Serm. II V 62; Epist. II I 256.) Также иронизирует Овидий (Trist. II 227, Fast. VI 465); Проперций подчеркивает, какую важность придавали этому событию римляне (II X 13; III IV 9; III V 48; IV VI 79).

Ст. 29. ...полным осыпала Копия ...рогом — Копия, богиня изобилия. Гораций сопоставляет (очевидно) богатый урожай этого года и благоприятное положение в государстве, заслуга чем должна быть приписана Августу (ср. тж. Carm Saec. 59—60 с Carm. IV V 17, IV XV 5).

[4/4Фет А. А.


Если плодами Агриппы, в Сицилии их собирая,
Икций, пользуешься ты разумно, то нет у Зевеса,
Чем бы больше тебя одарить. Так жалобы кинь ты;
Тот не беден еще, у кого все есть на потребу.
5 Если живот твой и грудь и ноги исправны, богатства
Даже царские ничего не смогут прибавить.
Если, в кругу довольства воздержный, ты станешь травою,
Да крапивой питаться, то также и в будущем станешь
Жить, хотя бы Фортуна тебя озлатила потоком,
10 Иль потому, что деньги нас переделать не могут,
Иль потому, что ты все добродетели ниже считаешь.
Что за диво, что скот Демокрита поля обедает
И посевы, пока он странствует духом без тела,
Если ты посреди всей парши и заразы наживы,
15 Всякую мелочь забыв, о выспреннем только печешься:
Чем удержано море, что году дает распорядок,
Сами ли звезды блуждают, иль ходят они по приказу,
Что покрывает мраком луну, что ее возрождает,
Цель и сила какая в согласье вещей разногласных,
20 Эмпедокл ли врет, или наш остроумный Стертиний.
Но хоть рыбу ты, хоть лук, да порей убиваешь,
Будь с Помпеем Гросфом любезен, чего он попросит
Сам предложи; ведь Гросф того лишь попросит, что должно.
Дешево купишь друзей, коль в чем затрудняется добрый.
25 Чтобы однако ты знал, какие новости в Риме:
Пал пред Агриппой Кантабр, а Клавдий Hepон победитель
Ныне Армян, от Цезаря право и власть, на коленях
Стоя, Фраат восприял; Изобилие из золотого
Рога, полного льет на Италию всякие блага.

Впервые: Фет А. А., «К. Гораций Флакк», М., 1883.

Послание XII. К Икцию. Судя по новостям, сообщаемым в конце послания, оно бесспорно написано к исходу 734 г. о. о. Р.. Давнишний приятель Горация Икций, знакомый нам по I кн. од. 29, как человек преданный научным занятиям, но тем не менее недовольный своим положением и быть может корыстолюбивый, вероятно жаловался в письме Горацию на будничные занятия, отвлекающие его от науки. Указывая на то, что Икций, в качестве управляющего сицилийскими имениями Агриппы, должен быть вполне обеспечен, хотя не мудрено, что при отвлеченных занятиях хозяйство может страдать, Гораций главным образом рекомендует Икцию своего друга Помпея Гросфа (II кн. од. 16).


Ст. 2. Управление имением связано было сверх известного вознаграждения с пользованием, как говорится, натурой, (см. I кн. посл. 14, 41).

Ст. 9. Вероятно пословица, представляющая поток, позлащающий все в него погружаемое; а не знаменитый Пактол Мидаса.

Ст. 10. Привыкший себя обрезать во всем, ты и при богатстве не изменишь образа жизни, вследствие ли безотчетной бережливости, или полного равнодушия к удобствами жизни.

Ст. 12. Нечему удивляться, что в суровом V веке д. Р. X. Демокрит из Абдеры, школы элеатов, атомист, предавшись науке, не видал, что у него в хозяйстве делается, если при новейшей, общей страсти к наживе Икций делает тоже.

Ст. 20. Прав ли в объяснении явлений природы Эмпедокл из Агригента, половины X века до Р. Хр., принимавший две силы: neikos (вражда) разъединяющая и filia (дружба, влечение) связующая; тогда как стоики признавали божественный разум руководителем всех перемен. Гораций не без иронии выставляет Стертиния (см. II кн. сат. 3, 33) представителем Стоиков.

Ст. 21. Шуточный намек на пифагорово переселение душ в животных и растения.

Ст. 24. Оказать даже незначительную услугу доброму человеку значит прибрести благорасположенного.

Ст. 26. Кантабры, горцы северной Испании, окончательно покорены Агриппой в 734 г. о. о. Р., причем все способные носить оружие перебиты, а остальные обезоруженные переселены на равнину.

Ст. 26. Нерон (смотр. I кн. послан. 3.)

Ст. 28. Фигурно: возвращая отбитые у Красса и Антония римские знамена.

На сайте используется греческий шрифт.


МАТЕРИАЛЫ • АВТОРЫ • HORATIUS.RU
© Север Г. М., 2008—2016